Согласно требованиям Стандарта, рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Рабочие программы в МБОУ «СШ №43» на ступени начального общего образования разработаны на основе требований стандарта к результатам освоения образовательной программы и программы формирования УУД.
Каждая Рабочая программа включает следующие разделы:
- пояснительную записку;
- общую характеристику учебного предмета, курса;
- описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
- описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса;
- содержание учебного предмета, курса;
- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
- описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
В соответствии с Положением МБОУ «СШ №43» рабочие программы по учебным предметам разработаны на ступень обучения и являются составной частью ООП НОО.
Образование на ступени основного общего образования, с одной стороны, является логическим продолжением обучения в начальной школе, а с другой стороны, является базой для подготовки завершения общего образования на ступени среднего (полного) общего образования, переходу к профильному обучению, профессиональной ориентации и профессиональному образованию. Учебная деятельность на этой ступени образования приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию.
Особенностью содержания современного основного общего образования является не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Кроме этого, определение в рабочих программах тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, т. е. формируются средствами каждого учебного предмета, дает возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения, приблизиться к реализации «идеальных» целей образования. В то же время такой подход позволяет предупредить узкопредметность в отборе содержания образования.
Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности обучающихся. Это определило необходимость выделить в рабочих программах не только содержание знаний, но и содержание видов учебной деятельности обучающихся, обеспечивающих творческое применение знаний для решения жизненных задач, социального и учебно-исследовательского проектирования.
Рабочие программы по учебным предметам, подготовленные ко всем курсам основного общего образования включают:
- пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;
- общую характеристику учебного предмета;
- описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета;
- содержание учебного предмета;
- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
- описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
В соответствии с Положением МБОУ «СШ №43» рабочие программы по учебным предметам разработаны на ступень обучения и являются составной частью ООП НОО.
Рабочая программа учебных курсов, предметов является составной частью учебного плана образовательного учреждения, реализующего программы общего образования, и отражает методику реализации программ учебных курсов и дисциплин с учетом:
- требований федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;
- обязательного минимума содержания учебных программ;
- максимального объема учебного материала для обучающихся;
- требований к уровню подготовки выпускников в соответствии с основными компетентностями;
- объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов, спецкурсов, исследовательской и проектной деятельности в каждом классе (параллели);
- когнитивных особенностей и познавательных интересов обучающихся;
- целей и задач образовательной программы учреждения;
- выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.
Рабочая программа по предмету разрабатывается каждым учителем самостоятельно на один учебный год для каждой параллели в соответствии с Примерными программами учебных курсов начального, основного, среднего (полного) общего образования, Федерального компонента государственных образовательных стандартов, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089.
Рабочая программа по предмету имеет следующую структуру:
- Титульный лист
- Пояснительная записка
- Требования к уровню подготовки по данному предмету
- Календарно – тематическое планирование
- Контроль уровня обучения