Что такое «функциональная грамотность»
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
Банк заданий по ФГ: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/ Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction.
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
«Руководство пользователя банка учебных заданий по функциональной грамотности» (презентация в формате PDF).
Карта контроля работы учителей по развитию естественно-научной грамотности школьников (PDF). Инструкция к карте контроля (PDF)
Письмо Департамент образования и науки ХМАО от 25.03.2021 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» (PDF)
Приказ № 570 от 04.10.2021 г. "Об организации работы в МБОУ «СШ №43» по формированию функциональной грамотности обучающихся / План мероприятий (дорожная карта), направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся МБОУ «СШ №43» (PDF)
Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности учащихся. Мусина Н.М., заместитель директора МБОУ «СШ №43» (презентация в формате PDF)